Советский человек.

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской
Попытка встроить данный личностный образец в историческую канву .
1765195475763.png
 

ЛемпИра

ЛемпИра

Горький мармелад
Продвинутый
10:41
Регистрация
Ноя 18, 2024
Темы
8
Сообщения
6,601
Репутация
96
Реакции
9,393
Уровень
5
Пол
Женский

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской
В работах Марии Оссовской было впервые предложено и научно обосновано понятие «нормативный образец личности», которое и поныне играет огромную роль в исследованиях по истории нравов.
Мария Оссовская (1896-1974) – «Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали» (перевод с польского). В оригинале «ETHOS RYCERSKI i jego odmiany. MORALNOŚĆ MIESZCZANSKA».

Моральные нормы могут служить установлению гармонии между людьми, если они в качестве высшей цели имеют в виду интересы, потребности личности, если они способствуют ее моральному совершенствованию — развитию у каждого чувства собственного достоинства, а следовательно, уважения к другому человеку.

«Рыцарский личностный образец» — аристократический нравственный идеал, который преобладал в общественном сознании античности и средневековья.
«Буржуазной личностный образец» — личностный нравственный образец, явившийся идеализацией условий жизни домонополистической буржуазии, а говоря точнее, получивший господство в раннебуржуазной среде.

В общественном сознании всей добуржуазной эпохи превалировал один и тот же — аристократический—личностный образец, один и тот же — рыцарский — этос, на смену которым пришли буржуазный, мещанский личностный образец и буржуазный, мещанский этос.

Для М. Оссовской человек— существо, которое творит самого себя, и история человечества — это разные образы человека.

ЭТОС — англ. ethos; нем. Ethos. В древнегреческой философии — совокупность стабильных черт индивидуального характера. Социологический словарь
 
Последнее редактирование:

Mak

Mak

Последний романтик
Команда форума
Супер Модератор
10:41
Регистрация
Ноя 15, 2024
Темы
85
Сообщения
15,663
Репутация
227
Реакции
15,150
Уровень
10
Адрес
St.-Ленинград
Пол
Мужской
На 22 съезде кпсс в 1961г великий нострадамус Хрущёв торжественно заявил что через 20 лет наступит коммунизм.:smoke:
Программа Время, диктор: Дорогие товарищи, ЦК КПСС сообщает, что вместо анонсированного ранее коммунизма, в Москве в 1980 году пройдут Олимпийские игры
 

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской
Фундаментальная мысль К. Маркса о трех качественных типах общественных отношений в истории:

1 «Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) — таковы те первые формы общества, при которых производительность труда развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах.

2. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, — такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций.

3 Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние,— такова третья ступень».
 

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской
Основной итог проведенных М. Оссовской исследований по истории нравов состоит, несомненно, в выделении двух личностных образцов—рыцарского и мещанского.

Аристократический этос держится на презрении к труду ради заработка, в особенности к физическому труду; для мещанского этоса, напротив, характерно трудолюбие,

становящееся даже самоцельным. В первом случае мы видим риск, широкий жест, великолепие, во втором — осторожность, недоверие, приземленность. В первом

случае—расточительную щедрость, во втором— бережливость, скупость. Для аристократии характерно стремление к славе, непомерное честолюбие, буржуазия

же стремится к безопасности, надежности существования.

Аристократический образец имеет личностную форму, его носителем может быть только человек благородного происхождения; основой основ этого образца является

убеждение, что честь и достоинство личности выше любых материальных благ, самой жизни.

Мещанский личностный образец, если можно так выразиться, безличен. Он переносит акцент с личности на эффективность ее действий; богатство и польза рассматриваются как показатели нравственного достоинства человека
или, как считает

Б. Франклин, кредит — мерило добродетели.
 

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской
Смена господствующего личностного образца в общественном сознании происходит не путем плавного перехода, а в форме решительного отрицания. Буржуазный

образец личности находится в резкой конфронтации с аристократическим идеалом, он, собственно, и формируется путем сознательного отрицания последнего: там, где

утверждалась нарочитая праздность, провозглашается принципиальное трудолюбие; там, где господствовала щедрость вплоть до расточительного пренебрежения к

деньгам, возникает мелочная расчетливость и бережливость; там, где властвовал баловень судьбы, появляется человек, который горд тем, что всем обязан самому себе, и

т. п. Такое отношение является вполне естественной защитной реакцией только что возникающей и потому по неизбежности еще слабой буржуазной морали. И только

по мере того, как она укрепляется, становится господствующей в общественном сознании, меняется отношение к рыцарской морали прошлого: конфронтация сменяется

компромиссом, отрицание — заимствованием. Победившая буржуазия стремится придать своему социальному облику аристократический лоск. Купец хочет стать к тому же

еще и джентльменом. Почему бы нет, если теперь это не вредит его положению, не мешает бизнесу, не унижает достоинства? Теперь он может это себе позволить, ибо его

общественный статус, его социальная «первосортность» — вне сомнений; и теперь уже не он тщится стать аристократом, а, напротив, аристократизм ставит себе на службу.



Отношение буржуазного личностного образца к аристократическому, которое в талантливом изображении М. Оссовской выглядит как движение от отрицания и

конфронтации к заимствованию и компромиссу, является, по-видимому, вообще характерной особенностью борьбы нового со старым в морали
.
 

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской
Общеизвестно, что следует различать образцы пропагандируемые и образцы признаваемые.

Партия считает, что моральный кодекс строителя коммунизма включает такие нравственные принципы (редакция 1961 г.):

— преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;

— добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;

— забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

— высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

— коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;

— гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат;

— честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

— взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

— непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

— дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

— непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

— братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.



Редакция 1986 г.:

Коммунистическая мораль, за утверждение которой выступает КПСС, это:

мораль коллективистская. «Один за всех, все за одного» — таков ее основополагающий принцип. Она несовместима с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием, гармонично сочетает общенародные, коллективные и личные интересы;

мораль гуманистическая. Она возвышает человека труда, проникнута глубоким уважением к нему, нетерпима к посягательствам на его достоинство. Она утверждает подлинно человеческие отношения между людьми — отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательность, честность, простоту и скромность в личной и общественной жизни;

мораль активная, деятельная. Она побуждает человека к новым трудовым и творческим свершениям, заинтересованному участию в жизни коллектива и всей страны, активному неприятию всего, что противоречит социалистическому образу жизни, к настойчивой борьбе за коммунистические идеалы.



Несмотря на колоссальные усилия огромного государственного и идеологического аппарата, реальная нравственность так и не смогла дотянуться до уровня «официальной морали», системы норм, зафиксированной хотя бы в известном «Моральном кодексе строителя коммунизма».



Ленин о нравственности:

"Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата...

мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата.



Классовая борьба продолжается, и наша задача подчинить все интересы этой борьбе. И мы свою нравственность коммунистическую этой задаче подчиняем. Мы говорим: нравственность — это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов.



Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собственность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего общества. Земля у нас считается общей собственностью...



Когда нам говорят о нравственности, мы говорим: для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплуататоров. Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда."



Перед нами во-первых, совершенно законченная вполне религиозная вера. Коммунизм может быть такой целью лишь, если он будет предметом слепой и безусловной веры религиозного свойства, или же если будет железно доказано, что он хотя бы принципиально возможен. Учитывая всю сложность подобного доказывания, приходится заключить, что грядущий коммунизм - это не вопрос науки, но исключительно веры. В том же случае, - а такую вероятность никто не может отменить, - если коммунизм вдруг окажется несбыточной мечтой, фантазией, то это будет означает, что нравственность построена на сущей фикции.



Во-вторых, по сути дела перед нами классический образец готтентотской морали. Морально то, что хорошо для достижения цели - коммунизма. Но сегодня для достижения цели хорошо одно, а завтра - другое.

Лев Николаевич Гумилёв неоднократно приводил и пример так называемой "готтентотской морали":



- Что такое зло? - спрашивает этнограф.

- Это, например, когда у меня сосед украл волов.

- А что такое добро?

- Это когда я украл волов у соседа!



В-третьих, мы видим и совершенно неприкрытое "иезуитское" учение о том, что цель оправдывает средства. Коммунизм всякое дело, всякое средство делает нравственным, если оно только служит его достижению.
 

Martin

Martin

майор милиции
Продвинутый
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
48
Сообщения
5,183
Репутация
10
Реакции
9,877
Уровень
5
Основной итог проведенных М. Оссовской исследований по истории нравов
Какая история нравов? Она же вовсе не историк, а специалист (профессор) в области речевого искусства, то бишь трепологии.
 

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской
Какая история нравов? Она же вовсе не историк, а специалист (профессор) в области речевого искусства, то бишь трепологии.
Исследования по истории морали.
 

Martin

Martin

майор милиции
Продвинутый
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
48
Сообщения
5,183
Репутация
10
Реакции
9,877
Уровень
5
Исследования по истории морали.
Да она может заниматься чем угодно, но профессионально она подготовлена исключительно в области речевого искусства. Вот я и говорю -она дипломированное трепло.
 

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской
Основные черты советского личностного образца
  • Идеализм и верность партии: полная преданность коммунистическим целям, безусловное соблюдение решений руководства.
  • Трудовая этика: самоотверженность, готовность к длительным и тяжёлым нормам без личной выгоды.
  • Коллективизм выше личности: интересы коллектива — выше личных желаний и потребностей.
  • Пример для подражания: герои кино, литературы, реальных людей выступали образцами «советского человека».
  • Нормализация послушания и дисциплины: уважение к авторитетам, дисциплинированность на работе и в быте.
Эволюция и критика
  • 1930–1950-е: усиление образа через культы лидеров и массовые кампании. В период сталинской модернизации — «гражданин-рабочий» стал главным моральным ориентиром.
  • 1956–1960-е: умеренный отход к более гуманистическим и гуманистически ориентированным формам воспитания, попытки смягчить репрессии, но сохранялся акцент на дисциплине и коллективизме.
  • 1970–1980-е: устойчивость идеологической рамки, но параллельно возрастала критика абсолютизма власти и несоответствия идеала реальной жизни.
  • Итог и деконструкция: к концу 1980-х — распад советской системы и кризис образа. В постсоветский период образ «советского человека» стал объектом ретроспективной критики и переосмысления.
Влияние на общество и повседневную жизнь
  • Культурная нормализация: повседневная жизнь подчинялась идеалам дисциплины и коллективных целей.
  • Социальная мобильность: достижения и статус часто оценивались по трудовым успехам, партийной принадлежности и вкладов в строительство «общего дела».
  • Психология и мотивация: для многих людей образ служил источником смысла и идентичности, но для других — причиной фрустрации, ощущение давления и идеологического принуждения.
  • Роль в государственном управлении: идеал служил оправданием политических решений и репрессий; он также мотивировал массовую мобилизацию и индустриализацию.
Современность: параллели и различия
  • Элементы коллективизма, лояльности и высокой трудовой мотивации встречаются в разных политических системах, но конкретная «модель советского человека» уникальна по своей идеологической цели, механизму воспроизводства и масштабу государственного контроля.
  • В современных странах подобные образы граждан часто возникают через политическую риторику элит и культуру массового воспитания, но под другим идеологическим уклоном и без тотального контроля занимаемых сфер жизни.
Негативные стороны советского личностного образца
  • зависимости от государства («государство должно дать»);
  • двойной морали (официальная и бытовая);
  • привыкании к дефициту и неэффективности;
  • осторожности и недоверии;
  • умении «адаптироваться» и «договариваться».

Мне кажется, что "эффект Долиной" это поздние афтершоки советской модели преклонения перед "властью", даже вещающей из телефона.
 

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской
Да она может заниматься чем угодно, но профессионально она подготовлена исключительно в области речевого искусства. Вот я и говорю -она дипломированное трепло.
Автор этой книги Мария Оссовская (1896—1974) — видный польский философ и социолог, специалист в области теории и истории этики. (но ты, будучи специалистом, имеешь полное право иметь собственное мнение)
 

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской
Тип советского человека постепенно размылся и превратился в обыкновенного Мещанина. Мы с вами мещане, господа.
 

Селена

Селена

Принцесса
Команда форума
Супер Модератор
10:41
Регистрация
Ноя 18, 2024
Темы
126
Сообщения
8,815
Репутация
205
Реакции
12,095
Уровень
6
Пол
Женский
Тип советского человека постепенно размылся и превратился в обыкновенного Мещанина. Мы с вами мещане, господа.
А перед тем как размыться, каким был тип советского человека? :scratch-one-s-head:
 

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской

Анти

Анти

Свой человек
Наш человек
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
13
Сообщения
1,830
Репутация
30
Реакции
1,113
Уровень
5
Пол
Мужской

Malabarka

Malabarka

Продвинутый
Заслуженный
10:41
Регистрация
Ноя 16, 2024
Темы
101
Сообщения
10,917
Репутация
345
Реакции
18,229
Уровень
9
Пол
Женский

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы видеть весь контент и оставлять комментарии

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ