Двоеженство

кинжальчик

кинжальчик

безобразие😈
Наш человек
19:57
Регистрация
Апр 2, 2025
Сообщения
6,010
Репутация
120
Реакции
9,661
Уровень
4
Пол
Женский

Степлер

Степлер

таксидермист
Заслуженный
Лучший постер
20:57
Регистрация
Фев 23, 2023
Сообщения
17,565
Репутация
364
Реакции
24,658
Уровень
9

кинжальчик

кинжальчик

безобразие😈
Наш человек
19:57
Регистрация
Апр 2, 2025
Сообщения
6,010
Репутация
120
Реакции
9,661
Уровень
4
Пол
Женский

Степлер

Степлер

таксидермист
Заслуженный
Лучший постер
20:57
Регистрация
Фев 23, 2023
Сообщения
17,565
Репутация
364
Реакции
24,658
Уровень
9

Ветер

Ветер

Продвинутый
Продвинутый
20:57
Регистрация
Ноя 16, 2024
Сообщения
5,252
Репутация
5
Реакции
1,305
Уровень
5
Адрес
Русь
Пол
Мужской

«Сибирский брак»: почему многие мужчины на Руси были многоженцами​

scale_1200

Освоение Сибири в XVI–XVIII веках было делом суровым и по-мужски аскетичным. Среди казаков, промысловиков и служилых людей женщин с «русской земли» практически не было. Эта демографическая диспропорция породила уникальные, а подчас и шокирующие формы отношений, которые получили название «сибирский брак» — явление на стыке суровой необходимости, языческих пережитков и бесправного быта.

Жены из инородок​

Первооткрыватели Сибири решали «женский вопрос» просто: местных женщин забирали силой или покупали у родоплеменных общин за железо, ткани и табак. Поскольку такие женщины были язычницами («некрещеными»), православные мужчины часто не считали нужным ни венчаться с ними, ни даже крестить. Такой союз и называли «сибирским браком» — сожительство без церковного и юридического признания.
Из-за кочевого образа жизни служилых людей (постоянные переходы, экспедиции) такой «брак» часто был временным. Мужчина мог завести себе «жену-инородку» в каждом новом поселении, оставляя ее с детьми и навещая лишь изредка. Положение таких женщин было крайне незавидным: их могли «одолжить» товарищу, сдать в аренду или продать в случае нужды.

Убийцы и кандальницы​

Чтобы как-то решить вопрос с нехваткой в Сибири женщин, в 1630-м году царь Михаил Федорович решил отправить в Сибирь партию колодниц. Первые 150 «девок» были набраны в тюремных острогах Устюга и Тотьмы и отправлены в Омск. Это были, в основном, преступницы, которые совершили преступления внутри семьи – убийцы мужей, детей, отцов и те, кто был осужден за «наведение порчи». Были среди них и настоящие бунтарки – несколько «сибирских невест» были осуждены за поджог помещичьих усадеб.
Женщины были отобраны самим воеводой города Тара, а в сопроводительном письме указывалось, что колодницы не в коем случае не должны были выходить замуж за военных. По иронии судьбы, «русские жены» произвели в Омске и на Омской линии (в городах, куда их разослали из Омска) настоящий фурор и почти все повыходили замуж за казаков и офицеров.
Путь их к новым мужьям был необычайно тяжелым: сначала они плыли по Иртышу на дощатиках, а от Омска – шли пешком. Многие были беременны или несли на руках младенцев и маленьких детей, часть в пути заболела.
Тем не менее, все они по местным меркам считались красавицами и были желанны одинокими служилыми людьми, и вскоре в Омск полетели прошения: «… понеже я нижайший… из ссыльных девку Лизу сговорил добровольно на замужество…. прошу позволить мне бракосочетание дать».
Как пишет этнограф XIX века Серафим Серафимович Шашков в статье «Очерки русских нравов в старинной Сибири», бракосочетание с русскими женами не остановило сибиряков от нарушения брачных обетов. Венчавшись на русской женщине, они всего лишь «предпочитали» ее местным женщинам, полагая ее как бы «лучшей» женой, но связей с инородками не оставляли и по-прежнему по городам содержали по одной, а то и по две инородческих, «сибирских» жены.

Много женщин – не преступление?​

Любопытно, что через сто лет этот обычай совершенно извратился, и сибирские мужчины стали относиться и к русским женщинами так же, как и к местным, и женились по несколько раз, имея в каждом городе теперь уже по русской жене. При этом жили с ними уже не только сибирским браком, но зачастую венчаясь с новой женой без расторжения предыдущих союзов. Духовенство иногда знало об этом, но предпочитало венчать мужчин с новыми женами, чтобы уберечь паству от еще большего блуда.
Так например, в 1752 году в остроге Железинска жена служилого человека Гуляния, Ульяна, осталась без мужа, который ушел с полком на новое место службы. Бедная Ульяна родила сына и кое-как перебивалась в ожидании возвращения Гуляния три года. После чего приглянулась некоему канониру Еркину. Тот подговорил священника, напоил Ульяну и обвенчался с ней.
Бедная женщина сбежала от канонира, который оказался крайне ревнив и бил бедняжку. Она долго скиталась по Сибири пока не дошла до Барнаула. Там она была наконец была отправлена к месту службы своего первого мужа.
А в Томске бывали целые «цепочки» венчанных браков. Так например, некая «девка Валагусова» была обвенчана с солдатом Замятиным, потому что первая жена Замятина сбежала от него к крестьянину Нагибину и вышла за него замуж. Нагибин тоже был женат не впервые, а отдал свою первую нелюбимую жену замуж за кузнеца Елисея. Данных о том, спрашивал ли он у жены на это согласие, нет.
Примечательно, что вплоть до XIX века подобные поступки солдат или других служилых людей не имели суровых последствий. В Сибири, где иногда бывало и так, что из-за отсутствия женщин в отдаленных поселениях женились на собственных сестрах, подобный поступок казался шалостью.
В этом конкретном случае солдат отделался выговором и запретом видеться со второй женой, которую даже заперли в темницу. Однако влюбленный солдат не остановился перед опасностью новой немилости. Он все-таки выкрал Валагусову из темницы и увез к новому месту службы в Ямышевский острог.
 

Ветер

Ветер

Продвинутый
Продвинутый
20:57
Регистрация
Ноя 16, 2024
Сообщения
5,252
Репутация
5
Реакции
1,305
Уровень
5
Адрес
Русь
Пол
Мужской

Почему Коран разрешает иметь четыре жены и где это действует сегодня​

scale_1200

Тема многожёнства в исламе вызывает немало споров и зачастую воспринимается с искажённым представлением. В массовом сознании многим кажется, что ислам поощряет мужчин иметь гаремы и десятки жён. Но на самом деле Коран не только ограничил число браков, но и ввёл строгие условия, которые делают многожёнство скорее исключением, чем правилом.

Исторический контекст​

До возникновения ислама на Аравийском полуострове и в других древних обществах многожёнство было распространено повсеместно. Мужчины могли иметь неограниченное число жён и наложниц, причём права женщин никак не учитывались. Чем богаче был мужчина, тем больше семей он мог содержать.
Ислам в VII веке внёс серьёзные изменения в эту практику. Коран впервые поставил чёткий предел — не более четырёх жён. Это выглядело как шаг вперёд, ведь по сравнению с предыдущими обычаями новая норма регулировала институт брака и защищала женщин от произвола.

Коран и ограничение до четырёх жён​


-2

В суре «Ан-Ниса» («Женщины», 4:3) говорится:
«Женитесь на тех женщинах, которые нравятся вам, — на двух, на трёх, на четырёх. Но если боитесь, что не сможете быть справедливыми, то довольствуйтесь одной…»
Таким образом, многожёнство в исламе не является обязательством, а скорее разрешением при определённых условиях. Ограничение числа жён до четырёх — это своеобразный компромисс между традициями общества того времени и стремлением к справедливости.

Зачем это было нужно​

Причины разрешения многожёнства были связаны с социальной ситуацией VII века:
  • Защита вдов и сирот. Войны и постоянные военные конфликты оставляли множество женщин и детей без опоры. Возможность взять в жёны вдову или сироту давала им защиту и материальное обеспечение.
  • Сохранение общин. Большие семьи считались залогом устойчивости рода и клана. Мужчины, способные содержать несколько жён, брали на себя и социальную ответственность.
  • Регулирование практики. Коран не поощрил многожёнство, а, наоборот, ограничил его и ввёл моральные требования, которых раньше не существовало.

Условия, установленные исламом​


-3

Ислам подчёркивает, что многожёнство возможно только при строгом соблюдении справедливости. Мужчина обязан:
  • одинаково обеспечивать всех жён жильём, одеждой, питанием;
  • уделять каждой равное время и внимание;
  • быть финансово состоятельным, чтобы содержать несколько семей.
Если же мужчина не уверен, что сможет быть справедливым, ему предписывается жениться только на одной. Таким образом, Коран фактически ставит моногамию приоритетным вариантом.

Практика в современном мире​

Сегодня многожёнство разрешено в ряде мусульманских стран Ближнего Востока, Африки и Южной Азии. В большинстве случаев действует правило: не более четырёх жён, с равным отношением ко всем.
География стран, где это возможно:
  • Саудовская Аравия
  • ОАЭ
  • Катар
  • Оман
  • Йемен
  • Иордания
  • Египет
  • Алжир
  • Марокко (с ограничениями и согласия суда)
  • Судан
  • Пакистан
  • Афганистан
  • Иран
В некоторых странах законодательство вводит дополнительные условия. Например, в Марокко мужчина обязан получить согласие первой жены и доказать материальную состоятельность. В Египте суд может запретить вторую свадьбу, если посчитает, что она ущемляет права первой жены.
В то же время в ряде государств, где большинство населения мусульмане, многожёнство запрещено на государственном уровне: это Турция, Тунис, Азербайджан, Казахстан. Там нормы гражданского права взяли верх над религиозной традицией.

Современное восприятие​

Хотя многожёнство официально разрешено в исламских странах, на практике оно встречается всё реже. Большинство мужчин ограничиваются одной женой из-за финансовых трудностей и социальных изменений. Кроме того, современные мусульманские женщины чаще выступают за равноправие в браке и не готовы мириться с конкуренцией.
Таким образом, многожёнство остаётся скорее юридической возможностью, чем массовой практикой.

Итог​

Коран разрешил мужчине иметь до четырёх жён не для того, чтобы поощрить гаремы, а чтобы упорядочить и ограничить старые традиции. Это решение было связано с социальными реалиями VII века и носило характер защиты женщин и сирот. Сегодня многожёнство сохраняется как законная форма брака в ряде мусульманских стран, но фактически применяется всё реже.
Эта норма Корана напоминает о том, что исламский брак всегда строится на справедливости и ответственности, а не на безграничных желаниях мужа.
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы видеть весь контент и оставлять комментарии

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ