Основные сведения
- Статус в пантеоне: по ряду трактовок — божество нижнего мира, повелитель морозов, холода и мрака; иногда отождествляется с Чернобогом.
- Сфера влияния:
- олицетворение смерти в раннем возрасте;
- владыка зимней стужи и короткого светового дня;
- повелитель метелей и морозов.
- День почитания: совпадает с зимним солнцестоянием (обычно 21–22 декабря) — самый короткий день в году.
Образ и атрибуты
- Свита: медведи‑шатуны (олицетворение буранов) и метели‑волки.
- Символика:
- холод и смерть (в народной речи до сих пор встречаются выражения «пришёл ему карачун», «задать карачуна»);
- укорачивание светового дня (Карачун как бы «заставляет» день идти вспять, уступая ночи).
- Связь с природой: по поверьям, поведение медведя в берлоге («переворачивается на другой бок») знаменовало середину зимы.
Эволюция образа
- В карпато‑балканском ареале слово «Карачун» обозначало рождественский календарный цикл и его обряды.
- В древнерусских источниках (например, в Новгородской I летописи) «до Корочюна» поясняется как «до Рождества Христова».
- Со временем образ Карачуна частично слился с более «мягким» Морозом — повелителем зимних холодов, не несущим смертельной угрозы.
- В позднейшей традиции (в том числе в литературе и кино) образ может переосмысляться: например, в фильме «Дед Мороз. Битва Магов» (2016) Карачун представлен как злой колдун, старший из братьев‑волшебников.
Упоминания в культуре и науке
- Фольклор и этнография: колядки, поговорки, обрядовые практики.
- Литература: например, у А. Ремизова Карачун описан как странствующий старик с семихвостой плёткой.
- Искусство: картины (например, работа В. Королькова «Карачун», 1995).
- Исследования: трактовки В. В. Иванова, В. Н. Топорова, Р. Г. Назирова, Е. А. Костюхина и др.