Самосовершенствование бдительности

коффер

Единомышленник
Наш человек
04:03
Дек 11, 2024
28
453
0
97
Уровень
2
Награды
2
Это девятое направление «Технологии самосовершенствования самосовершенствования"

Наверняка каждый из вас осознал, какую громадную цену мы платим за отсутствие БДИТЕЛЬНОСТИ (контроля за своими 3 видами действий (мыслями -намерениями , речью и физическими действиями), за слишком частое использование шаблонных действий, штампованных привычек сознания. Которые отравляют нашу жизнь, под видом экономии времени. Всевозможные аварии от пресловутого «человеческого фактора», из-за непродуманных намерений, из-за неуклюжих (не совершенных физических действий . Сколько ссор и разногласий происходит из-за потери бдительности при общении людей.

Нам необходимо лучше осознать , что дважды повторять одни и те же действия и ожидать повторения одного и того же результата БЕССМЫСЛЕННО .

Такое поведение свидетельствует о том, что ещё не достаточно совершенное МИРОВОЗЗРЕНИЕ . Необходимо осознать, что жизнь -это не прекращающееся изменение энергий из которых состоит ВСЁ существующее. А это, в свою очередь значит, что абсолютные ПОВТОРЕНИЯ НЕ ВОЗМОЖНЫ В ПРИНЦИПЕ. Обязательно БУДУТ ИЗМЕНЕНЫ какие либо ПАРАМЕТРЫ. Другое дело, что они могут нас удовлетворять , а могут и нет. Что мы можем учесть их или пренебречь этими изменениями. Но кто даст гарантии, что эти изменения не изменили ситуацию СУЩЕСТВЕННО.

Необходимо стремиться бдительно следить за своими ВЕРОВАНИЯМИ и ЗАВИСИМОСТЯМИ. Не устарело ли то, во что вы верили до настоящего времени? Не повредит ли вам оно в сегодняшней измененной ситуации.
Не зависят ли ваши намерения, от ваших ПРИВЯЗАННОСТЕЙ от чего -либо или кого-либо. Одним словом БДИТЕЛЬНОСТЬ вы должны проявлять и когда действуете , и когда бездействуете, то есть 24 ЧАСА В СУТКИ (даже когда вы спите.)

Мало того вы должны быть ВНИМАТЕЛЬНЫ К НЕСКОЛЬКИМ ПАРАМЕТРАМ ОДНОВРЕМЕННО. И это те параметры, которые мы рассматриваем в темах (воззрения об окружающем мире и о себе, о наших мыслях-намерениях, о нашей речи, о наших физических действиях, нашем образе жизни, наших усилиях, о нашей концентрации.)
На качество бдительности (внимания) человека оказывает влияние:
1. способность создавать новые категории(точки зрения).
2. открытость к новой информации.
3. понимание существования более одной точки зрения или намерения.
4. направленность внимания на ПРОЦЕСС, а не на РЕЗУЛЬТАТ (потому, что он может быть разным, есть только бесконечные изменения).
5. доверие к собственной интуиции, совести или Богу в себе.


БДИТЕЛЬНОСТЬ И КОНЦЕНТРАЦИЯ относятся к общему понятию ВНИМАНИЯ и связанно оно с его свойствами: концентрацией, устойчивостью, распределяемостью, переключаемостью, объёмом . Решение о разделении на бдительность и концентрацию, связано с важностью обоих категорий.
Более подробно мы рассмотрим структуру качеств внимания в следующем сообщении.
 

коффер

Единомышленник
Наш человек
04:03
Дек 11, 2024
28
453
0
97
Уровень
2
Награды
2
Какие существуют виды внимания и качества?
Для этого предлагаю осмыслить структуру внимания показанную на следующей схеме :
phpjNPogg_psihologiya-ekzamen_html_d6addd5c10b4bcd0.png

Какие виды внимания бывают в зависимости от активности:
1. Непроизвольное. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта, раздражителя (его новизны, неожиданности появления, силы воздействия, степени значимости для человека и т.д.).

2. Произвольное. Это высшая специфически человеческая форма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с речью. В условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раздражителей, дефицит информации, средств, материалов для осуществления деятельности и т.п.)
Это внимание невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его иногда называют волевым вниманием. Это внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, интересами, установками, жизненным опытом личности.

3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности. При этом сохраняется его сознательная целенаправленность и снимается волевая напряженность. Это внимание не требует усилий. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, в том числе и в учебном процессе.
Внимание бывает направлено на:
1. Внешние объекты окружающего нас мира .
2. На внутренние ощущения и мысли.


Качество внимания зависит от:
1. Объема внимания . Которое определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно четыре-шесть объектов.
Объем внимания, как и другие качества психики, можно развивать специальными упражнениями, деятельностью.
2. Распределенности - способности одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Способность к распределению внимания особенно необходима в условиях одновременного контролирования множества приборов, совершения сотен умственных и сенсорно-моторных действий, например летчиком, оператором, водителем автомобиля в сложных условиях и т.д.
Высокая степень распределения внимания позволяет человеку осуществлять большое количество разных действий в единицу времени, создает резерв, запас времени. Эта характеристика внимания складывается в результате тренировок и зависит от психического и физического состояния человека.

Переключаемость - перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения внимания в ту или иную деятельность, в быстроте его сосредоточения на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения внимания от предыдущих дел, объектов.
Эти характеристики внимания связаны с такими особенностями нервной системы, как мобильность, возбудимость, торможение.

Рассеянность - отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ ее причин.
Рассеянность может быть мнимой: следствием сосредоточенности человека на чем-то, его углубления в работу и неспособностью долго сосредоточиваться на чем-либо другом, постоянным переключением внимания, его переходом от одного объекта на другой.
Есть и другие расстройства внимания: болезненное сужение сознания, слабая распределенность внимания, инертность, малая подвижность внимания или даже его патологическая фиксация на чем-то.
Качества внимания во многом определяют успех в различных видах деятельности.
Устойчивость внимания или бдительность человека зависит от следующих качеств внимания:
От уровня рассеянности и колебания внимания и от уровня работоспособности человека .
От чего зависит высокий уровень работоспособности разберем в следующем сообщении
 

Mggu

Бывалый
Наш человек
04:03
Ноя 16, 2024
12
2,991
30
2,090
Уровень
5
Награды
4
@коффер, Переключаемость связаны с такими особенностями нервной системы, как мобильность, возбудимость, торможение
Самое лучшее это когда на велосипеде едешь, там эти приключения очень хорошо тренируются
 

коффер

Единомышленник
Наш человек
04:03
Дек 11, 2024
28
453
0
97
Уровень
2
Награды
2
В прошлом сообщении мы рассмотрели структуру внимания .
Думаю читатели поняли , что мы довольно неплохо владеем непроизвольным вниманием реагируя на внешние раздражители. Произвольным вниманием, когда усилием воли мы удерживаем внимание на определенном объекте .Но наверняка многие читатели не достаточно хорошо владеют послепроизвольным вниманием, от которого зависит в том числе и уровень вашей работоспособности увлеченности или как сейчас принято это называть входом в состояние потока.
Чтобы самосовершенствовать свою бдительность нам необходимо развивать именно послепроизвольное внимание, чтобы иметь возможность сохранять бдительность при выполнении мысленных, речевых и физических действий .
В свое время Эйнштейн заметил , что человека легко узнать когда он делает что-либо увлеченно , он настолько сосредоточен , что не замечает происходящее вокруг него и течение времени. Если человек задумался , то у него отрешенный взгляд .
Попробуйте понаблюдать за собой . Во время разговора когда у вас возникает какая-либо новая мысль , то происходит заминка в речи и вы как бы на несколько секунд замираете.
То же самое происходит при выполнении физических действий , когда отвлекаясь вы теряете контроль над производимыми действиями.
Вы много кратно слышали о пресловутом человеческом факторе , из-за которого происходит множество аварий .
Именно поэтому при приеме на работу на профессии требующие повышенного внимания проводят тестирование на высокую распределенность внимания .
Почему у человека отрешенное лицо при напряженной работе мысли ? Просто у человека просто не хватает «сил» на поддержание соответствующего его виду деятельности выражения лица.
Вот почему практически невозможно одновременно читать и писать, заниматься переводом и вести при этом серьезную беседу. При других видах работы внимание задействовано в меньшей степени. Так, например, при мытье полов его концентрация составляет всего 9%, при забивании гвоздей – 40%, во время управления автомобилем – 60%, а при подсчете денег – 80%. Занятия можно совмещать (в крайнем случае) с другими видами деятельности, не требующими большой концентрации внимания, но что бы вместе они не превышали 100%
Что касается повышенной бдительности, то в этом случае человек должен обращать внимание НЕ на что-то конкретное, а следить за изменением ОБЩЕГО фона , за появлением чего-то нового в общем фоне. Быстро оценивать происходящее и принимать меры снижающие риск возникновения аварийной ситуации. Это нечто похожее на состояние спящего человека, который ожидает неприятность, просыпается от любого шороха и готов предотвратить эту неприятность.
 

коффер

Единомышленник
Наш человек
04:03
Дек 11, 2024
28
453
0
97
Уровень
2
Награды
2
Под словом ФОН понимается— общие условия, обстановка, окружение , ореол, микроклимат, среда, задний план, тон, земля, воздух, помехи, цвет, атмосфера , в которой происходит какое-либо основное действие, важное для конкретного человека. 
Когда вы делаете выбор решив одновременно максимально четко контролировать конкретное избранное действие, но при этом отслеживать происходящее в окружающей обстановке (обращая внимание на нарушающие устоявшийся фон явления), и при этом затрачивая на это минимальное количество сил. 
Чтобы добиться этого вам необходимо:
1. Научиться разумно наблюдать за фоном
а) Продумать и определить заранее, возможные опасные объекты , явления , действия , возмущающие спокойствия фона (обстановки) ,которые возможны с большой вероятностью , со средней и с меньшей.

б) Определить ,что предшествует появлению больших и средних возмущений спокойствия фона .Эти сигналы могут быть выражены (зрительно , звуками , запахами , вкусовыми и тактильными) ощущениями. Их знание позволит быть предварительно предупрежденными к возможным изменениям спокойствия фона (обстановки).

2. Избавиться от опасной привычки к неосмысленным шаблонным действиям. Переодически проводить своеобразные контрольные проверки себя , устраивать уборку устаревших взглядов и расплодившихся тараканов в голове.
3. Развивать использование зоны периферийного зрения
, которое усилит возможность успевать подготовиться к возникновению возмущений спокойствия фона.
 

коффер

Единомышленник
Наш человек
04:03
Дек 11, 2024
28
453
0
97
Уровень
2
Награды
2
Ключ к бОльшей бдительности - способность отслеживать фон и распознавать изменения.
Три препятствия бдительности
1. Отказ от наблюдения за фоном.
Если вы не контролируете фон, вы не узнаёте о наличии хищников, вызывающем возмущения. Другие события также создают концентрические кольца. Необычное событие, от дорожно-транспортного происшествия до уличной потасовки, создаёт кольцо возмущений. Один из ключей к личной безопасности - умение замечать и распознавать эти возмущения. Некоторые возмущения опасны, некоторые всего лишь забавны.

2. Оглядка на обычное. Даже хотя мы можем ощущать концентрическое кольцо возмущений, которое может предупредить нас об опасности, зачастую мы пренебрегаем этой тревогой в силу своего желания НЕ оказаться в опасности. Мы хотим, чтоб всё было в порядке, и поэтому мы не воспринимаем сигналы об опасности. Мы сосредотачиваемся на норме. "Ничего не происходит, всё хорошо".

3. Туннельным зрением. Это вид сосредоточения настолько увлекающий, что он удерживает всё наше внимание на одном предмете и остальному окружению внимания не достаётся. Как если бы кто-нибудь шёл по улице, уткнувшись в мобильник и зашёл в лужу.
При каждом изменении фона надо обязательно обращать внимание произошедшие изменения, замечать всё более подробнее. Постепенно начнете предчувствовать события до того, как они могут произойти с вами.
Бдительность - это выбор, когда вы уделяете внимание происходящему. С момента, как выбор сделан, в дело вступает часть мозга, ответственная за контроль над органами чувств, известная как ретикулярная активирующая система. Она включает и выключает фильтры поступающей информации, чтобы вы вели себя в соответствии со своим желанием быть в курсе.Эта система отыскивает те самые вещи и опознает их в момент их неожиданного появления.
Чтобы уяснить главные препятствия бдительности , давайте определим центральное понятие - ФОН. Смысл Фона в том, что у всего окружающего нас есть обычное состояние, когда всё вокруг выглядит, звучит и ощущается привычно.
В лесу это отражается в шуме листвы деревьев и щебетании птиц, когда нет ветра и ничего особенного не происходит. Фон ровный. Как только порывы ветра начинают усиливаться мы естественно должны проявлять более высокую бдительность.
Увеличение шума ветра или деятельности птиц или хищника изменяет звучание, так как все его потенциальные жертвы реагируют на это. 
В городе у каждом округе свой звуковой фон. В одном районе люди идут определённым путём, говорят с определённой громкостью, держатся на конкретной социальной принятой дистанции, жестикулируют определённым образом. Это сочетание шума и деятельности составляет фон местности. В зависимости от культурных и этнических норм, он может отличаться в разных местностях. 
Способность проявлять бдительность в первую очередь зависит от знания фона текущей местности и распознавания отличий. Эти изменения фона извлекаются из наблюдений и их запоминания.
Нужно распознавать возмущения фона и понимать, означают ли эти возмущения угрозу или возможность. Что требует знания окружения, знания местности. Это требует более объёмный, чем обычно взгляд. Например, бдительный человек замечает вещи, которые другие упускают: малолетку в капюшоне на другой стороне улицы, чьи движения похожи на ваши, или мусорный бак, размещённый не на месте так, что вы вынуждены остерегаться проходя мимо ,чтобы не испачкаться или избежать зловония . Со временем, бдительное наблюдение за изменением фона в данном районе становится привычным и требующим значительно меньше усилий для того, чтобы избежать различных опасностей.
 

коффер

Единомышленник
Наш человек
04:03
Дек 11, 2024
28
453
0
97
Уровень
2
Награды
2
Практика самосовершенствоваия бдителности
Приведу наиболее простое упражнение помогающее улучшить вашу распределенность внимания :

1. Положите перед собой 2 листа бумаги, возьмите в обе руки по карандашу и одновременно напишите разные слова, например левой рукой – свое имя, а правой – фамилию.
А вот еще упражнения для развития распределенности внимания и совершенствования своей бдительности:
2. Попробуйте считать в слух от 1 до 30 и одновременно записывайте цифры от 30 до 1 , при этом следует фиксировать время выполнения задания , добиваясь выполнения упражнения за минимальное время . Через несколько дней тренировок , посмотрите на много ли сократилось это время.
3. Попробуйте одновременно начать читать стихотворение и глядя на предмет найти какой либо изъяны( царапины, пятна, вмятины) . Желательно фиксировать секундомером время затраченное на поиск изъяна , после команды и включения секундомера.
 

коффер

Единомышленник
Наш человек
04:03
Дек 11, 2024
28
453
0
97
Уровень
2
Награды
2
Вот еще примеры самосовершенствования бдительности

1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.

2. Нужно стараться различать голоса часто встречающихся людей и припоминать каждый персонифицированный голос, когда вновь услышите его.
Таким образом, можно составить себе зрительный образ говорящего.

3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.

4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.

5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусства.
 
Верх Низ