Malabarka
- 16:30
- Регистрация
- Ноя 16, 2024
- Сообщения
- 10,798
- Репутация
- 335
- Реакции
- 17,995
- Уровень
- 9
- Пол
- Женский
Последняя война с Финляндией
С июня 1941 по сентябрь 1944 гг. СССР и Финляндия находились в состоянии войны. В Советском Союзе об этом конфликте предпочитали не вспоминать, так как во второй половине XX в. Финляндия представляла собой дружественное и во многом подчинённое государство. Поэтому, например, в культовых «А зори здесь тихие» главные герои, находясь в Карелии, воюют против немцев, а на советских мемориалах, посвящённых обороне Ленинграда, вы вряд ли встретите упоминания, кто именно держал кольцо блокады с севера.После Сталинграда финское руководство стало раздумывать о сепаратном мире с Советским Союзом и Великобританией. Последняя объявила войну 6 декабря 1941 г., тогда как США всегда пытались давить на финнов только дипломатически.
Финские лыжники в Северной Финляндии
За это время в Финляндии сложился собственный публичный нарратив о той войне. Я особенно подчеркну слово «публичный», потому что в историографии всё всегда куда более неоднозначно, просто какие-то академические работы «закрепляются» в публичных представлениях об истории, а какие-то, насколько бы качественными они ни были, — нет.
После распада СССР финская версия событий начала экспансию в российское публичное пространство, и, кажется, лишь со второй половины 2010-х гг. о себе стала громко заявлять непосредственно российская интерпретация, которая оппонирует финской и, в отличие от советской, не стесняется подчёркивать агрессивные планы и действия со стороны самой Финляндии. В целом, российский взгляд на события 1941 – 1944 гг. кажется мне более убедительным, нежели финский.
Расхождения начинаются уже с хронологии. Для финской версии события 1941 г. являются переигровкой «Зимней войны» 1939 – 1940 гг., для чего даже используется термин «Война-продолжение». Напротив, отечественные специалисты акцентируют внимание, что конфликтная история советско-финских отношений началась не с 1939 г., а с 1918 г., когда русские войска приняли участие в финской Гражданской войне на стороне «красных», а победившие «белые» несколько раз вплоть до 1922 г. пытались захватить Восточную Карелию. Часть политических сил пестовали идею «Великой Финляндии» и в межвоенный период, так что к концу 1930-х гг. советское руководство имело причины опасаться этой страны.
Согласно финской версии, 25 июня 1941 г. Финляндия первой подверглась неспровоцированным бомбардировкам со стороны СССР, и лишь после этого была вынуждена вступить в войну. Российские историки подчёркивают, что финское военно-политическое руководство было привлечено немцами к обсуждению и реализации плана «Барбаросса», на территории Финляндии стояли немецкие войска, Люфтваффе пользовались финскими аэродромами, финские подлодки минировали советское побережье, а финские диверсанты совершили рейд на Беломорканал. Таким образом, к 25 июня Финляндия де-факто уже никак не являлась нейтральным государством.
Тем не менее формально между Финляндией и Германией не существовало никакого юридического военного союза, и Хельсинки, например, не подписывал «Берлинский пакт». Поэтому с финской точки зрения Финляндия вела как бы собственную, отдельную от Германии войну против СССР. Естественно, с российской точки зрения отсутствие формального финско-германского договора никак не отменяет их совместной скоординированной агрессии против Советского Союза.
В течение лета-осени 1941 г. Финляндия не только вернула утраченные в ходе «Зимней войны» территории, но и реализовала многолетнюю мечту о захвате Восточной Карелии. Значительную часть местного славянского населения оккупанты посадили в концлагеря, многие узники которых погибли от голода и болезней. В финских лагерях погиб и каждый третий от взятых ими советских военнопленных.
Кроме того, Финляндия приняла участие в блокаде Ленинграда с севера, став соучастницей нацистского геноцида. Существует миф о «благородстве» маршала Маннергейма, который якобы отказался штурмовать и обстреливать город своей юности. На самом деле относительная пассивность финнов на этом направлении объяснялась совершенно рациональными причинами – нежеланием рисковать кровавым штурмом Карельского укрепрайона (КаУР) и отсутствием подходящей артиллерии для обстрелов.
В ходе переговоров весной 1944 г. СССР потребовал от Финляндии вернуться к границам 1940 г., самостоятельно выдворить немецкие войска со своей территории и заплатить репарации. Финны отказались.
В июне СССР начал наступление в Карелии, и за 10 дней советские войска на выборгском направлении прошли то расстояние, которое в «Зимнюю войну» они выгрызали в течение 3,5 месяцев. Однако второй этап операции с целью окончательно пересечь границу 1940 г. закончился неудачей. В советском повествовании этого сражения как бы и не было, рассказ о боях на Карельском перешейке обычно заканчивается освобождением Выборга. Однако в финской версии эта битва при Тали – Ихантала в конце июня – начале июля 1944 г. описывается как историческая победа.
И снова финская и российская интерпретации сходятся в конфликте. Финны считают, будто после взятия Выборга СССР намеревался вторгнуться в Финляндию, оккупировать её и в перспективе советизировать, как было в 1939 г. с проектом «Финляндской демократической республики». Соответственно, поражение при Тали – Ихантала якобы заставило Советский Союз предложить более мягкие условия мира.
С российской точки зрения, у СССР в 1944 г. изначально не было намерения оккупировать и советизировать Финляндию, о чём Сталин прямо заявлял союзникам на Тегеранской конференции. Нет никаких документальных свидетельств о подготовке оккупации. Таким образом, битва при Тали – Ихантала являлась для СССР второстепенной операцией, чья неудача никак не повлияла на его позицию, озвученную ещё весной.
Большую роль в остановке советского наступления сыграла немецкая поддержка. Перед тем как её предоставить, министр иностранных дел Германии Риббентроп добился письменного обязательства от финского президента Рюти, что тот не станет заключать сепаратного мира. К слову, лишь после этого, в конце июня 1944 г., США разорвали дипломатические отношения, хотя войну так и не объявили.
Тем не менее было ясно, что Советы могут организовать ещё одно наступление. Одновременно финнов выбили из оккупированной Карелии, а СССР стал продвигаться в Эстонии, угрожая финскому побережью. В начале августа Рюти сложил президентские полномочия и тем самым аннулировал договорённость с Риббентропом. Новым президентом стал маршал Маннергейм, который повёл дело к сепаратному миру на советских условиях. Перемирие вступило в силу 4–5 сентября и было официально подписано 19 сентября, причём СССР действовал и за себя, и за Великобританию.
Финляндия вернулась к границам 1940 г. и дополнительно уступила район Печенги, потеряв выход к Баренцеву морю. Советский Союз получил в своё распоряжение её порты и военно-морские базы. Финны обязались выдворить немцев со своей территории, что обернулось Лапландской войной. Страна выплачивала репарации и проводила демилитаризацию. Были распущены и запрещены радикальные правые и националистические организации, легализована Компартия, а её представитель возглавил МВД. Наконец, финны обязались провести суд над своей политической (но не военной) верхушкой, виновной в агрессии. Хельсинский процесс состоялся в 1945–1946 гг., но все осуждённые были амнистированы уже к 1949 г.
Оценки последующих советско-финских отношений также разнятся. Российская интерпретация акцентирует внимание на выгодах, которые получила нейтральная Финляндия от внеблокового статуса в условиях «Холодной войны». Финская интерпретация более критична и акцентирует внимание на отсутствии «полноценного» суверенитета. Хотя страна оставалась либеральной демократией с рыночной экономикой, СССР непосредственно влиял на состав её правительств и во многом поддерживал власть авторитарного президента Урхо Кекконена, который правил страной 26 лет с 1956 по 1982 гг.
Стальной Шлем
