Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нем неправильно. Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Эта статья уже была у меня несколько лет тому назад. Но к сожалению оказалось, что в России довольно широко укоренилась ложная версия значения таких терминов, как Малая и Великая Русь (Россия). Так что повторю с некоторыми изменениями. Пусть будет... Напомню, что согласно этой ложной, но популярной версии Малая Русь означает изначальную, коренную. Так сказать, колыбель Руси. Соответственно, Великая Русь, это земли и народы лишь колонизированные народом-русью в ходе своей экспансии.
В качестве подтверждения данной версии в ход обычно идут два убойных аргумента. Первый – проводится аналогия с малой Родиной, т.е. местом, где человек родился. Второй – это отсылка на Малую и Великую Греции, где Малая Греция выступает коренной страной, а Великая Греция в качестве обозначения греческих колоний. Ну а на Руси, соответственно, лишь переняли греческую терминологию, применив уже к реалиям своей страны.
Вполне понятно, почему данная версия популярна на Украине. Она очень удачно укладывается в рамки украинской псевдоисторической пропаганды, в которой только Украина и является настоящей Русью, а финно-угорская Московия (позднее укравшая название и историю Руси) на деле является лишь её отсталой неславянской колонией. Это ясно. Но вот как объяснить широкое распространение этой версии уже в России? Подыграть украинцам, потрафить их уязвленному самолюбию, успокоить комплекс их исторической неполноценности? Ну так это мало того, что бессмысленно, но ещё и вредно. Ведь не в коня корм. В их глазах всё это становится лишь ещё одним подтверждением того, в чем они и так уверены – русские, это этакие унтерменши, недочеловеки. Как говорится, куда хохла не поцелуй, всюду ж…
Ну так может не стоит идти у украинцев на поводу, подогревая их самолюбие? Тем более, что в реальности Малая Русь и Великая Русь вовсе не означали пару «метрополия - колония». А что же тогда? А давайте посмотрим.
Но начнем с критики и опровержения версии с метрополией и колонией. В научный оборот её запустил русский историк, славист и уроженец Полтавщины Стороженко Андрей Владимирович. Всё-таки русский, несмотря на фамилию и место рождения. Андрей Владимирович был ярым противником украинской самостийности и одним из учредителей Клуба русских националистов, организованного в Киеве в 1908 году. Вот именно он в своей статье «Малая Россия или Украина?» (1918) и выдвинул эту версию, обосновав её убойным «греческим» аргументом.
«Византийцы воспользовались готовыми географическими терминами: страна Малая или Великая, унаследованными ими от классической древности…
Древнегреческие и римские писатели определяли страну как Малую или Меньшую (в сравнительной степени) не потому, что она занимала незначительную площадь, но главным образом в том смысле, что она являлась исконным местопребыванием, или прародиной, одного народа или нескольких родственных племен, — в смысле, так сказать, первоначального народного и государственного ядра. Великими назывались у классических географов страны, колонизованные населением из малых, иначе говоря: разросшиеся из недр страны-матери.» (Стороженко)
Ну что ж, Великая Греция действительно имеется в греческих источниках. Она есть в трудах Плиния, Тита Ливия, Страбона, Птолемея. Но вот проблема, Малая Греция в источниках отсутствует полностью. Антитезы, столь необходимой для данного аргумента, просто нет! Да и в описание Великой Греции Страбона и Плиния её «величие» объясняется не какой-то вторичностью по отношению к отсутствующей Малой Греции, а блеском и богатством заморских владений Эллады. По сути, это явный украшающий эпитет и не более.
Ну и второй контраргумент – эти античные термины отсутствуют в средневековой византийской документации и литературе, откуда по мнению Стороженко они и перешли на Русь. Посему непонятно, каким же образом Русь смогла их позаимствовать спустя аж тысячелетие. Тем более, что других примеров, гораздо более близких хронологически и географически, множество. Вот только они рисуют абсолютно противоположную картину. Малая и Великая Армении, где именно Великая является коренной страной армян. Великая Венгрия – зауральская прародина венгров. Великая Болгария, являющаяся коренной по отношению к Болгарии Малой. Ну и совсем близкая по времени славянская Великая Польша (Wielkopolska, Wielko-Polska), с которой и началась польская государственность, и вторичная ей Малая Польша. Впервые они упоминаются в середине XIII века, что совсем недалеко от первого упоминания Малой Руси…
И вот вам курьез. Термин Великая Русь появляется в исторических источниках раньше термина Малая Русь, как минимум на пару столетий. И под ним понималась вся Русь целиком.
«Господь… си святая постави сияти с Русьске стороне велиции, идеже множьство стражющих спасени бывають» (Сказание о св. Борисе и Глебе, XII век)
Здесь «Великая» несомненно является украшающим титулом и говорит нам о духовном и земном величии Руси. Именно так видел её русский летописец. Но все же это описание своей Родины, которая для всех всегда самая лучшая и великая. Тем интереснее, тот факт, что Русь описывалась, как Великая, и в иностранных источниках.
Так в европейском рыцарском эпосе XII века о Фульке из Кандии встречается упоминание «Roussie la large» и «Roussie la grant». То же самое можно увидеть и в другом эпосе того же XII века «Bueve de Hantone». Rousie le grant – Великая Русь.
Как мы видим, Малой Руси ещё нет, а вот Великая уже есть. Понятно, что название не официальное, но довольно регулярно повторяющееся в французских, польских и шведских рукописях. Иностранцам Русь действительно виделась огромной богатой страной.
А вот Малая Русь появляется лишь в начале 14-го века, после того, как Максим, митрополит Киевский и всея Руси переносит свою резиденцию с разоренного татарами Киева во Владимир-на-Клязьме. Обиженные таким решением галичане во главе с князьями Львом Даниловичем и его сыном Юрием Львовичем выпрашивают у греков и в 1305-м году получают отдельную церковную митрополию. Вот эта то Галицкая-Волынская митрополия и стала называться в греческих источниках Малой Русью/Россией.
Тогда по итогам Малая Русь получила шесть епархий: Галицкую, Владимирскую, Перемышльскую, Луцкую, Туровскую и Холмскую. Остальные двенадцать епархий, включая Киевскую, Черниговскую, Переяславскую, Новгородскую и т.д., остались в Великой Руси. Как вы понимаете, значение терминов Малая Русь и Великая Русь здесь предельно прозрачны. Великая (Megalh, Maior) Русь означало большУю или бОльшую часть Руси, а Малая (Mikra, Minor) меньшую. Да и вообще, каким образом галицко-волынская Микро-Русь могла быть коренной или изначальной для всей остальной Руси?
Даже напротив, в связке Великая Русь и Малая Русь именно Великая выступает изначальной. Это видно, как по хронологии употреблений терминов, так и по некоторым документам. Например в одном греческом документе начала XIV века имеется следующая запись…
«Было в Великой России 19 епархий, теперь же их осталось 12. Когда епархия Галиции была возведена на степень митрополии царем Андроником по царским хрисовулам и патриаршим писаниям при патриархе кир-Афанасии, то подчинились галицкой митрополии следующие епархии: Володимеря, Перемышля, Луцка, Турова и Холма»
Ну а дальше, стараниями Литвы и Польши, несогласных, что глава церкви значительной части их подданных находится вне пределов их власти, начали отгрызать от Великой Руси куски территорий и народа. В 1317-м году стараниями Гедемина возникает Новогрудская митрополия Великого княжества Литовского, не входящая ни в Малую Русь, ни в Великую. К 1354-му году впервые оторвали и Киев. Хотя происходили и обратные процессы. Так, например, митрополиту Киприану на рубеже XIV-XV веков удалось собрать воедино все русские епархии, несмотря даже на политические границы. Но, увы, совсем ненадолго. Политика и литовско-польские интриги перевесили, и в 1458 году церковь надолго разделилась на восточную и западную.
С термином Малая Русь происходили такие же качели в течении нескольких столетий. Поскольку литовская церковь также, как и московская, претендовала на приставку «всея Руси», то термин «Малая Русь» изживается из церковного и официального оборота аж до конца XVI века. А вот Великая Россия остается и носит уже не религиозный, а уже чисто политический характер. Пример подобного на карте Андреа Бьянко 1436 года.
Вот крупнее. Imperio Rosie Magna.
Обратите внимание на надпись Rosie западнее (на карте Бьянко запад снизу) надписи Rosie Magna (Русь Великая). Это и есть Малая Русь, но уже без приставки «Малая». Временно. А вот Россия Великая в книге первопечатника Ивана Федорова «Апостол»…
Малая же Русь возвращается в обиход лишь в самом конце XVI века. И вероятно, что время возвращения не случайно совпадает с Брестской церковной унией 1596 года, которая привела к возникновению на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. Возможно, обострившееся религиозное противостояние и усиление самосознания западнорусского православного народа поспособствовали возвращению и широкому распространению этого термина. Его охотно использовали, как священнослужители, так и малороссийская православная элита. При этом, надо отметить, великороссы воспринимались «единокровными» и «единоростлыми» малороссам, а термин Малая Русь опять-таки не нёс значения первородности. И так вплоть до 1917-го года, когда Малая Русь скончалась, и похоже, что уже окончательно.
Итак, подытожим. В связке Великая Русь и Малая Русь именно Великая Русь является более древней и изначальной. Под ней понималась вся Русь целиком, великая по своему богатству, духовному и земному. Малая же Русь, это результат политического и церковного дробления Великой Руси. Смысловое значение этого термина только одно – меньшая по размеру. И если творцом Великой Руси выступает сама Русь в лице её элиты, церковной и светской, то автором Малой Руси выступает Константинопольский патриархат, который и ввел этот термин.
Материал взят почти полностью из статьи советского историка Соловьева А.В. «Великая, Малая и Белая Русь» (1947).
На данном сайте используются cookie-файлы, чтобы персонализировать контент и сохранить Ваш вход в систему, если Вы зарегистрируетесь.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших cookie-файлов.