Житель Саратова не смотрел телевизор 33 года |
Все преимущества, казалось, были на стороне Керенского. Он только что пересел из кресла министра юстиции в кресло военного министра и уже подумывал о премьерстве. Ко дню рождения Керенского сразу два российских журнала — «Нива» и новорожденная «Республика» — опубликовали о нем биографические очерки. Что характерно — с одним и тем же эпиграфом, заимствованным из тютчевского стихотворения, посвященного Пушкину: «Его, как первую любовь, России сердце не забудет…»В апреле 1917 года Ленину исполнилось 47 лет, Керенскому — 36, и оба метили в вожди революции.
Впрочем, это заявление, адресовавшееся советскому генпрокурору, Валентина Дроздова сделала уже 11 июля 1953-го года, то есть спустя чуть больше двух недель после ареста Берии.«Три дня меня не выпускали из дому, день сидел Саркисов, ночь Берия», – утверждала в своём заявлении Дроздова.
В цветущем Сингапуре за вейпы будут бить палками — закон ввели на фоне большой популярности из среди молодежи.В СССР курили по правилам: тайный кодекс и законы курильщиков тех лет
Ты помнишь тот запах, когда заходишь в старый подъезд? Сырость, краска и лёгкое облако дыма, не ароматизированного, а настоящего — густого, табачного, от дешёвых папирос или сигарет без фильтра. Курение в СССР не считалось чем-то особенным. Оно было везде: на заводских перекурах, в общежитиях, в поездах. Но среди советских курильщиков существовал свой негласный кодекс. Его не учили в школе и не писали в газетах, но все знали, что так правильно. Нарушить эти правила — значит поставить себя в глупое положение.
Когда табак высыпался прямо в рот
Если в пачке лежали «Беломорканал» или «Астра», то табак частенько норовил вывалиться наружу. В затяжке он попадал прямо в рот, и это было неприятно. Тогда находили хитрые решения. Кто-то вставлял в гильзу кусочек ваты, делая подобие фильтра. Другие затыкали конец половинкой спички. Такой способ предотвращал высыпание табака при затяжке.
![]()
Было и ещё одно наблюдение: если папиросы куплены не в начале месяца, а ближе к концу, то их качество заметно хромало. Люди даже шутили, что «партия свежая, значит табак мягкий». И вот эти мелочи превращались в целый пласт бытовой культуры.
Прикурить — не каждому
В советской компании можно было спокойно прикурить от спички соседа, но вот от сигареты, совсем другое дело. В те времена считалось неприличным протягивать свою сигарету постороннему, чтобы он затянулся. Только знакомому, только другу. И не потому что жалко. Сигареты воспринимались личным предметом, почти как зубная щётка.
Удивительно, но даже то, как держали сигарету, имело значение: правильным считалось зажимать её большим и указательным пальцем, или средним и указательным, не иначе. А ещё в те времена была примета: если дал прикурить незнакомцу, потеряешь удачу в делах. Не все в это верили, но многие всё равно соблюдали.
![]()
Последняя сигарета всегда своя
Оставалась в пачке одна сигарета и это автоматически значило: чужому не отдашь. В СССР существовало правило, что последняя принадлежит хозяину. Никто не обижался. Существовала поговорка: «последнюю даже вор не берёт». Она звучала почти как закон. Более того, в студенческих компаниях это правило превращалось в игру: иногда нарочно показывали, что в пачке осталась одна, чтобы проверить, насколько «стрелок» воспитанный.
![]()
А если кто-то всё-таки тянулся к последней, то его запоминали как жадного. Это не обсуждалось, но каждый понимал. Сегодня таких условностей уже почти нет, и если у тебя в кармане только одна сигарета, её, скорее всего, просто попросят без всяких раздумий.
Две пачки сигарет в кармане
Старшее поколение курильщиков хорошо помнит: в кармане часто лежали сразу две пачки. Одна — для себя, другая — для назойливых «стрелков». Причём это не миф, а реальная практика. Для себя брали «Яву», «Космос», «Родопи», «Бужор», а для стрелков «Охотничьи», «Ligerogs», «Шипка». Разные карманы, чтобы не перепутать.
![]()
Особенно актуально это было в институтских коридорах, где всегда находились ребята, охочие до халявы. Забавно, но существовал даже своеобразный спорт: научиться отмахиваться от стрелков, не обижая их. Кто-то говорил: «Все кончились», хотя в другом кармане лежали ещё две пачки сигарет. А кто-то доставал дешёвую пачку и с улыбкой предлагал. На лице просителя было видно, что он разочарован.
«Мокрый конец» и простая гигиена
В советской компании делиться сигаретой считалось нормой. Кто-то не докурил, передавал товарищу. Но всегда существовало правило: отрывать «мокрый конец». Это выглядело обыденно, как налить чай в стакан. Просто маленький знак уважения к чужому комфорту. Некоторые делали это даже автоматически, не задумываясь.
![]()
Забавно, но многие позже вспоминали, что оторванные кончики фильтра складывали рядом на стол, и получался маленький «кладбищенский ряд». Папиросы тоже не оставались без внимания. У них ломали край и заново поджимали бумагу. Всё это выглядело не как странность, а как часть культуры. Курильщик должен был быть аккуратным, даже если сам процесс курения вредил здоровью.
Одна спичка — не для троих
Обычное действие: в компании кто-то достаёт коробок спичек, поджигает, прикуривает сам и помогает соседу. Но если рядом стоял третий, ждал своей очереди. Не принято было прикуривать втроём от одной спички. Эта традиция шла ещё с военных лет. Говорили, что в окопах снайперы успевали заметить троих: первый — засветился, второй — стал мишенью, третий — уже получал пулю.
![]()
Конечно, в мирное время это больше походило на суеверие, но оно работало. Даже в 70-е годы, в гаражных компаниях, придерживались этого правила. Люди верили, что не стоит искушать судьбу. Спички ведь дешевые. Чего их экономить. Также было правило не чиркать спичкой по другой стороне коробка. Использовался только один бок.
Курение как часть мужской культуры
В СССР курение было больше, чем просто привычка. Это был способ общения. Заводские перекуры, дым в студенческих общежитиях, сигарета за кружкой пива в гараже. Курильщик должен был соблюдать определённые правила: не курить за столом без спроса, не выпускать дым в лицо, не бросать окурок где попало. Даже манера держать сигарету могла многое сказать о человеке.
![]()
Молодые копировали старших: как сидеть с папиросой, как щёлкать коробком спичек, как прятать огонёк ладонью. Всё это было похоже на особый язык. Сегодня этого почти нет. Сейчас сигарету либо прячут, либо курят её молча, а тогда это было частью мужской культуры.
А что осталось сейчас?
Многие из этих правил теперь кажутся странными. Молодые курильщики вряд ли поймут, зачем носить две пачки или почему последнюю сигарету отдавать нельзя. Но ведь именно в этих мелочах и была суть. Курение в СССР — это не просто табак, сигареты и папиросы. Это был целый кодекс, негласный, но обязательный. И вот вопрос: а не потеряли ли мы вместе с исчезновением папирос и тех старых привычек саму культуру курения? Или это только ностальгия, которая в реальности уже никому не нужна?
средневековье какое то...В цветущем Сингапуре за вейпы будут бить палками — закон ввели на фоне большой популярности из среди молодежи.
Помимо палок, будут штрафовать и даже сажать в тюрьму, потому что некоторые виды вейпов признали наркотиками. @banksta
Термин «расказачивание» не был случайной метафорой. Это был официальный, системный проект.«Полностью искоренить казачество как класс».
— из циркуляра Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года
Что это означало на практике?«Уничтожать верхушку, лишить массы организаторов, отобрать оружие, разоружить до последнего. Уничтожить населённые пункты, противящиеся советской власти», — из докладной записки Якова Свердлова, 1919 год
«Когда я был мальчиком, дед шепнул мне: „Никому не говори, что мы казачья семья“. А сам прятал саблю в сарае, под старыми досками. Она и проржавела там…», из письма читателя газеты «Вольный Дон», 1993
С 1930 по 1933 год было выселено около 300 тысяч казаков. Целые семьи грузили в телячьи вагоны и везли в Казахстан, Сибирь, Среднюю Азию.«Пришли ночью. Вышибли дверь. Избивали всех — и детей, и стариков. Сказали: “Ты - враг народа. Поедешь в Сибирь”», - свидетельство женщины из станицы Усть-Медведицкой, архив РГАСПИ
При этом казаки старались не утратить свою культуру.«Я помню, как мы в Варне устраивали казачью Пасху. Вместо колокола — медный таз и железный молоток. Но всё равно — Христос воскресе!», - из воспоминаний Василия Ярошенко, казачьего эмигранта первой волны
Чтобы выжить, семьи меняли фамилии, прятали документы, сжигали фотографии. Вместо "казак" в анкетах писали "крестьянин", "рабочий", "служащий".«Раньше если есть казачья кровь - ею гордились. Теперь - скрывали. Лучше быть просто крестьянином», - из воспоминаний бывшего казака, жителя Воронежской области, 1970-е
И хотя никто не запрещал прямо говорить: «Я казак», люди понимали, что лучше не надо.
По разным оценкам, до 60% казачьих формирований в годы Гражданской войны воевали на стороне Белой армии."Мы шли за тех, кто давал нам право жить по-казачьи, а не по-ихнему, - вспоминал один из уральских казаков в эмиграции. - А кто отнимал у нас землю, тот не брат".
Но это все было принято скрывать. Хотя я, например, узнал от своих прабабушек, что по одной линии у нас был московский дворянин, арендовавший особняк на Пятницкой. По другой - священник. Этих родственников не афишировали, но передавали информацию из уст в уста.«Дедушка говорил, что его отец "служил на лошадях". А потом замолчал навсегда. Мы узнали, что он был казаком, уже после его смерти — по старым фотографиям», - Елена С., Ростовская область
Ну это всегда не то , за один раз так наесться, что потом уже удовольствие не получать от клубникиНу и можно сколько хочешь есть клубнику - бесплатно.
Очень хорошо рассказанно и показано, но там столько трудностей было , что хорошо что я не жил в то времяБАМ. Как жили простые люди на фоне «стройки века»
![]()
БАМ. Источник: vk.com/Российские железные дороги (ОАО "РЖД")
«Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
И большая тайга покоряется нам» (Песня о БАМе)
![]()
Памятник строителям Байкало-Амурской магистрали на центральной площади Тынды. Источник: Алина Емельянова, газета «Гудок»
23 апреля 1974 года БАМ был объявлен «Всесоюзной комсомольской ударной стройкой», а уже через пять дней с Ярославского вокзала Москвы на восток отправился поезд, который вез юношей и девушек в количестве 601 человека в дикий, но поистине прекрасный край.
![]()
Из Москвы уезжают первые строители на БАМ, 27 апреля 1974 года. Источник: little-histories.org
Все они были передовиками производства, комсомольцами-отличниками с идеальными характеристиками. Вот только куда ехали, с чем им предстояло столкнуться – «отличники» представляли себе, судя по всему, слабо. Но страна сказала: «Надо!», и они поехали.
![]()
Из Москвы уезжают первые строители на БАМ, 27 апреля 1974 года. Источник: Документальный проект РЖД «БАМ-50»
В итоге столкнуться комсомольцам пришлось с 7 горными хребтами, 11 широкими реками, вечной мерзлотой, непроходимыми лесами и неприступными скалами. А еще температурными перепадами от минус 50 зимой до плюс 30 летом, и очень голодными комарами…в огромном количестве.
Когда в конце 19 века в Российской империи проектировали Транссибирскую магистраль, «Великий сибирский путь», была мысль, в том числе, проложить его к северу от Байкала, но две изыскательские экспедиции заявили, что в той местности не то что строить железную дорогу, там даже просто жить нельзя! Однако в 20 столетии мнения на этот счет изменились, и уже ни комары, ни другие проявления суровости далекого края не смогли остановить желающих приобщиться к «стройке века».
![]()
Маршрут Великого Сибирского Пути (Транссибирской магистрали) на карте, начало XX века. Источник: tatlin.ru
В апреле 1975 года на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился первый сводный отряд «Комсомолец Ленинграда» - 210 человек. Они встретились в Кингисеппе на базе комбината «Фосфорит», где, собственно, и готовили передовиков производства.
![]()
Бамовцы. Источник: komsomolrf.ru
За три месяца стажировки энтузиасты практически заново научились рыть котлованы, траншеи, прокладывать подземные коммуникации, закладывать фундаменты и вести монтаж зданий. Но, главное, они проходили психологическую проверку. Почти половина всех желающих отбор не прошла, остальные же получили новую специальность, верных товарищей и огромные, хотя и несколько туманные, перспективы.
![]()
Бамовцы. Источник: komsomolrf.ru
Кроме непосредственных обязанностей по рубке леса, геодезическим испытаниям и путевым работам, молодые специалисты практически с нуля обустраивали быт. Первый год комсомольцы жили в палатках на 15-20, а иногда и на 40 человек, несли круглосуточное дежурство у «буржуек», зимой просыпались с примерзшими к кровати волосами и…были счастливы!
![]()
Палаточный лагерь. Источник: bam50.ru
Многим, привыкшим к уюту современных квартир и окруженным всеми благами цивилизации, понять это, наверное, будет сложно, но давайте вспомним: Байкало-Амурская магистраль – это стройка, прежде всего, совсем молодых ребят, большинству из которых не было и 30-ти.
![]()
Бамовцы. Источник: fishki.net
Кроме того, это были дети тех, кто победил в Великой Отечественной войне, и очередные испытания они воспринимали и принимали как новый вызов.
![]()
Бамовцы. Источник: fishki.net
Понимание важности данного проекта для страны и осознание собственной нужности заставляло людей совершать, казалось бы, безумные поступки. Жены ехали на стройку вслед за мужьями, иногда даже с грудными детьми! Тем не менее, далеко не только мечтами едиными жили бамовцы.
![]()
Бамовцы. Источник: Документальный проект РЖД «БАМ-50»
Их снабжали дефицитом и невиданными для всей остальной страны импортными товарами. В специальных магазинах можно было купить не только фрукты, колбасы и вина, но даже японские радиоприемники, немецкую обувь, финскую одежду. Правда, все это было значительно позже, а поначалу…да…только мечты, запах тайги и комары, будь они не ладны!
![]()
Продуктовый магазин. Источник: vk.com
Ценных специалистов, кстати, на месте ждали даже не общежития с отоплением и водопроводом. В лучшем случае – утепленные вагончики или домики из цистерн – так называемые «бочки Диогена», один из символом «бамовской эпохи».
![]()
«Бочки Диогена». Источник: gazeta-bam.ru
Бурятский участок Байкало-Амурской магистрали часто называют «Ленинградским», и не только потому что там работал сводный отряд из этого города.
![]()
Северомуйский тоннель. Источник: periskop.su
По проектам ленинградских инженеров строились мосты и тоннели того региона. Самый грандиозный из проектов – Северомуйский тоннель, коридор внутри скальной породы. 15 км 343 метра строили 26 лет!
![]()
Строительство Северомуйского тоннеля. Источник: rodina-history.ru
Сегодня это самый длинный железнодорожный тоннель России, над созданием которого трудились метростроители из Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова. Сегодня у путешественников есть 20 минут, чтобы ощутить на себе всю мощь крупнейшей горной преграды, вставшей на пути бамовцев.
![]()
Строительство Северомуйского тоннеля. Источник: rodina-history.ru
Холодные недра хребта такому вмешательству были не очень рады, и из разломов между гранитными массивами не раз вырывалось каменное месиво, снося людей и технику. Но, несмотря на это, стройка шла, а на фоне стройки кипела настоящая жизнь. Первые свадьбы ленинградцев в суровом крае состоялись уже летом 1975-го, и вопреки всему – красиво и торжественно.
![]()
Свадьба на БАМе. Источник: aif.ru
Невесты – непременно в белых платьях, женихи – в модных костюмах. Со временем даже появилась особая традиция: к месту регистрации брака невеста прибывала на подножке самосвала.
![]()
Свадьба на БАМе. Источник: kp.ru
А вместо традиционной прогулки на такси были два круга почета на вертолете над «бушующем морем тайги». Почти в каждой семье, рожденной в тех суровых условиях, есть традиционная фотография на фоне путей магистрали.
![]()
Свадьба на БАМе. Источник: gazeta-bam.ru
Имеющая несомненный вес в жизни страны, Байкало-Амурская магистраль играла не последнюю роль и в строительстве новых ячеек общества. И, кстати, об обществе. БАМовская инфраструктура была готова ко многому – строили для себя. Однако никто не ожидал, что там появится столько детей! В одном только 1976-ом, спустя примерно год после первых свадеб, один только Тынденский ЗАГС выдал 1500 свидетельств о рождении!
![]()
Детский сад. Источник: fishki.net
Но жизнь первостроителей – это не только ежедневные противостояния с природой, как могло показаться на первый взгляд. Это и чай после тяжелого трудового дня, и бесконечные разговоры у костра, и опьяняющий запах тайги, и досуг, который комсомольцам предлагалось устраивать самостоятельно. И они справлялись. Все вместе, как тогда было принято.
![]()
Бамовцы. Источник: krimkomsomol.ru
Молодые люди очень быстро поняли, что только сообща можно покорить и подчинить суровый край. А потому, даже обзаведясь отдельным жильем, люди самых разных национальностей частенько встречались за одним столом, а двери в квартиры и вовсе не закрывались.
![]()
Бамовцы. Источник: Владимир Саяпин / ТАСС
Досугу на БАМе уделялось достаточное внимание, и даже в совсем небольших поселках работали библиотеки и клубы, где 5 раз в неделю крутили кино. А еще в таких клубах существовали многочисленные кружки самодеятельности: хоровые, музыкальные, танцевальные.
![]()
Молодежный бар на БАМе. Источник: ИТАР-ТАСС
Многие популярные тогда артисты считали своим долгом приехать с концертом на БАМ. В их числе Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина, ВИА «Самоцветы» и «Пламя».
![]()
Выступление артистов на БАМе. Источник: bam50.ru
Особой главой в истории строительства стал приезд американского певца Дина Рида в 1979 году. Музыкант, актер, общественный деятель в то время в СССР был популярнее, чем у себя на родине. На всесоюзной стройке Дин Рид провел 19 дней и был поражен увиденным.
![]()
Дин Рид на БАМе. Источник: discogs.com
А самой яркой точкой его путешествия стал музыкальный фестиваль в столице БАМа Тынде, где его именем теперь названа одна из улиц. Подпевала Риду в 1979-ом вся фестивальная тусовка! И, видимо, бамовцам песня и строить, и жить помогала, поскольку меньше чем за два года по всей линии строительства было продано 8 000 гитар.
![]()
Дин Рид на БАМе. Источник: biographe.ru
Байкало-Амурская магистраль – самый масштабный проект прошлого столетия и сегодня в работе. Старые участки модернизируются, рождаются новые. И, как раньше, главным остается человек, бамовец. Он, как и полвека назад, готов бросить вызов природе, чтобы воплотить в жизнь самые смелые замыслы.
![]()
Байкало-Амурская магистраль.
Как далеко зашли эти попытки?В начале Великой Отечественной войны под влиянием постигших Красную армию катастрофических неудач Сталин был настроен пойти на торг с Гитлером и даже заключить мир, сходный с «похабным» (по ленинскому выражению) Брестским миром 1918 года.
Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать
Вы должны быть участником, чтобы видеть весь контент и оставлять комментарии